Стихи (главная страница)
Стихи
(главная страница)
Стихи (главная страница)
Стихи: А...В  |  Г,З  |  К...О  |  П...С  |  У...Ч  |  Ш, Э  |  Наши друзья

  

Борис Александрович Садовской, русский поэт, прозаик, литературовед и критик "серебряного века".

Его настоящая фамилия Садовский.
Родился 22.02.1881 года (по старому стилю 10 февраля) в Нижегородской губернии, в г. Ардатове.
Отец будущего поэта был инспектором Удельной конторы, потом председателем губернской архивной комиссии, профессором истории, вёл заметную общественную деятельность в Нижнем Новгороде. По рождению Александр Садовский принадлежал к духовному сословию, но выслужил дворянство, так что Борис Александрович уже потомственный дворянин.
От отца, любителя истории, поэт перенял любовь к русской старине, а также навыки архивиста-исследователя.
Учёба в нижегородском Дворянском институте Александра II, потом в Нижегородской гимназии, давалась Садовскому с трудом.
Успевал будущий поэт плохо, вёл себя своевольно.
Участвовал в серьёзных проказах, вроде пьянок.
Впервые произведение поэта опубликовала в 1901г. нижегородская газета "Волгарь". Это было стихотворение "Иоанн Грозный".
Годом позже Садовский поступил в Московский университет, начал учиться на историко-филологическом факультете.
В 1904 Борис Александрович был приглашён В. Брюсовым в журнал "Весы", писал критические заметки. Позже поэт сотрудничал с журналами "Северные записки", "Аполлон", "Золотое руно", "Русская мысль" и других.
Благодаря своим публикациям в прессе Садовский стал модным автором, его охотно печатали.
В 1908 году в круг дружеского общения Садовского вошёл также Владислав Ходасевич.
Первый сборник стихов Бориса Александровича "Позднее утро" вышел в 1909 году.
Именно тогда поэт выбрал себе литературное имя
Садовской. Окончание "ой" придало его фамилии, поповской по происхождению, дворянский оттенок. Так она лучше отвечала образу консерватора и монархиста, каким хотел казаться Борис Александрович. Такой творческий облик, романтизация дворянства, правые политические взгляды были в то время эпатирующими.
По воспоминаниям Ходасевича, осознанно.
Кроме Брюсова, поэт дружил и со многими другими символистами (Блоком, Белым, Соловьевым).
Однако, несмотря ни на эти личные связи, ни на сотрудничество с ведущими символистскими журналами (в качестве как автора, так и критика, выступавшего против оппонентов символизма), в своём творчестве Борис Александрович следовал традициям поэзии XIX века.
    Гипер ссылки:


На нашем сайте биография Бориса Садовского, а на этом сайте другое, и тоже интересно: возрождение класса Дивизион 2 для парусного спорта в виндсёрфинге.


Наверх


Н
а
в
е
р
х

с
т
р
а
н
и
ц
ы
   В начале 1910 года Садовской расстался с женой. Следы её и их единственного сына Александра Садовского после Гражданской войны затерялись на юге России.
К 1910м годам отношения ведущих символистов с Садовским испортились, но он не стал примыкать к какой-либо другой литературной группе.
Прежде всего поэт был поклонником Афанасия Фета.
Борис Александрович стал биографом Фета, а в стихах Афанасия Афанасьевича даже нашёл названия для большинства своих книг.
До 1918 года Садовской опубликовал 6 поэтических книг и несколько сборников прозы.
Начиная со сборника стихов "Самовар", поэт проявлял себя приверженцем патриархальности.
За воспевание русской жизни XVIII и XIX вв. его прозвали "романтическим консерватором".
Тогдашняя проза Бориса Александровича ("Узор чугунный" и другие сборники) была, по моде "серебряного века", стилизована под документы прошлого.
Персонажи подбирались среди русских писателей и государственных деятелей, предпочтительное место действия — Петербург пушкинских времён.
И велось повествование от лица рассказчиков 18 или 19 века. Так, "Две главы из неизданных записок" основаны на биографии поэта Баратынского, "Петербургская ворожея" — на событии из жизни Пушкина.
Некоторые новеллы и рассказы Садовского схожи с пародиями, мистической фантастикой в духе Эдгара По или Э.-Т.-А. Гофмана. Так, "Двойник" сатирически описывает путешествия в будущее и в прошлое, "Ильин день" стилизован под фантастику Гоголя.
Литературно-критические статьи Бориса Александровича из сборника "Русская Камена" посвящёны поэтам 19 века.
Это творчество принадлежало XIX веку, но не современной ему литературной жизни.
Пока Брюсов, словно охотник, подстерегал тайну в ночных лабиринтах мыслей и страстей, Иванов нёс знамя Христа-Диониса, Блок то хохотал над Прекрасной Дамой, то безумно тосковал по ней, Садовской придерживался простых тем:
"...в туманной мгле мороза
Полозьев скрипы, лай собак, кряхтенье водовоза".
Можно сказать, что если Иван Рукавишников дерзал, Городецкий пел, Бородаевский рёк, то Садовской просто писал.
В 1916г. Борис Александрович был парализован и с того времени не мог ходить. Этот паралич был следствием сифилиса, перенесённого в 1904г., и его лечения препаратами ртути.
А вскоре после паралича грянула ещё и революция.
Будучи монархистом и романтиком дворянства, поэт очень тяжело воспринял её.
У Садовского начался страшный, мучительный душевный кризис.
Дважды поэт пытался совершить самоубийство.
Стал серьёзно относиться к православной вере, воцерковился.
На время отошёл от литературной жизни.
За границей в 1925г. даже пошли такие слухи о смерти его, что Ходасевич опубликовал Садовскому некролог.
Однако поэт сумел выжить и подняться после двойного удара судьбы...
Часть 20-х годов поэт провёл в Нижнем Новгороде, в доме своих родителей.
С 1928 года Борис Александрович занимал со второй женой келью Новодевичьего монастыря, в подклети Успенского собора.
Так уж решали жилищный вопрос в первые времена Советской власти: монастырь закрыли и превратили во множество "комнаток" и "квартирок". Заселили туда рабочих фабрики "Гознак", а также и многих людей искусства.
Супруга, Надежда Ивановна, ухаживала за Садовским, переписывала его новые стихи и рассказы.
В каморке поэта часто собирались интеллигенты.
Они обсуждали судьбы угрожаемых объектов культурного наследия, строили планы их спасения.
В те годы Садовской писал по большей части "в стол".
Из этих трудов при жизни (1928) опубликован только историко-фантастический роман "Приключения Карла Вебера",
да и то не полностью.
Эта книга из эпохи царя Петра I целиком издана только в 1990 как "Карл Вебер".
Поздние произведения Бориса Александровича проникнуты всё усиливающимися правыми настроениями.
Например, даже Пушкин представляется оппонентом царя, воплощением дьявола, которого за это воспевают большевики.
А для официальной советской печати поэт написал ряд удачных мистификаций, пользуясь своим талантом стилизатора.
Например, Садовской один свой пародийный стих, сочинённый ещё в 1913, выдавал за творение то А. Блока, то С. Есенина попеременно. И эта мистификация входила в собрания сочинений, причём обоих поэтов!
Также Борис Александрович придумал дружбу своего отца с Ильёй Николаевичем Ульяновым (отцом Ленина), опубликовал мистифицированные воспоминания о Валерии Брюсове.
С Садовским общались Корней Чуковский и Марина Цветаева, приехавшая в 1929г. в Москву.
Поэтесса сохранила часть архива Бориса Александровича.
В январе 1941 Садовской писал К. Чуковскому в ответ на поздравление с 40летием литературной деятельности, что время 25 лет, которое они не виделись, примерно такой же срок, как от поры Рюрика до 1914г.
А несколькими месяцами позже литературный мистификатор сам стал жертвой мистификации... чекистов.
Советские разведчики для дезинформации нацистов и внедрения к ним наших агентов решили создать поддельную организацию, которая изобразила бы желание победы немцев и готовность помочь им.
Из поставленных на учёт в НКВД лиц создали якобы подпольную монархическую прогерманскую организацию "Престол".
Чекисты подвели к ней поэта и даже сделали его номинальным главой. На деле всей кухней заправлял потомок Атамана казачьего войска, сын есаула царской армии Александр Демьянов, он же агент абвера "Макс" и агент НКГБ "Гейне" он же.
Поскольку члены организации жили в помещениях Новодевичьего монастыря, операцию назвали "Монастырь".
Благодаря этой искусной провокации советским разведчикам удалось вылавливать немецких шпионов, снабжать нацистов крупномасштабной дезинформацией.
Успех игры был невероятный! Даже наступило два таких прекрасных дня, что в первый Гитлер подписал приказ о награждении Железным крестом агента "Макса", а во второй Михаил Калинин визировал Указ о награждении орденом Красной Звезды товарища Демьянова.
Руководителя операции "Монастырь" П.А. Судоплатова
и его зам. Н.И. Эйтингона наградили орденами Суворова, чего в органах госбезопасности не было ни до, ни после.
И Садовской, которого использовали в тёмную, который поддался на провокацию, собираясь помогать нацистам, чудом избежал наказания.
Во время войны скончалась Надежда Ивановна, с тех пор ухаживать за поэтом стала его свояченица.
В вышедшем в 1945 году сборнике Аветика Исаакяна
"Избранные стихи" опубликовано несколько переводов Бориса Александровича.
В 1946г. опять ходили слухи о его кончине.
В 1947г. советские чиновники от литературы бог весть почему вспомнили о существовании Садовского и "заказали" автобиографию.
В этом "документе" поэт опять не удержался от соблазна мистификации. Ничтоже сумняшеся заявил, что был удостоен звания… "красного профессора" за преподавание в университете Нижнего Новгорода.
С 1949 года Борис Александрович обитал в Чеботарной башне, у стены, отделяющей монастырь от кладбища.
Умер Садовской 5 марта 1952, в возрасте 71 года (хотя ряд источников называет дату смерти 3 апреля).
Просто украшение, разделитель на странице с биографией русского поэта Бориса Садовского (1881...1952).

X